Что такое лень и как с ней бороться.

Для  того, чтобы   изучить что-то всесторонне, нужно ответить  на  несколько вопросов:

Что  такое лень?  Откуда она взялась? Из чего состоит?  Зачем она нужна? А если ненужна, то,  как  с ней бороться?

В этой статье  мы и постараемся ответить на  все эти вопросы.

Что такое лень?

Лень отсутствие  желание  действовать, трудиться, склонность  к  безделью.

Лень – леность,  склонность  к  лени.

Лень – взгляд  человека  на  некоторые  вещи  и действия. 

Ленивый – любящий  безделье, не  желающий  трудиться.

Исполненный  лени – вялый, медлительный.

Ленивые щи, ленивые  вареники,  ленивые  голубцы – приготовленные  облегченным,  сравнительно  легким  способом.

Ленца – некоторая  степень  лени.

Логически завершая  поиск информации,  понадобились  еще некоторые  понятия:

Мотив – побудительная  причина,  повод  к  какому –  либо  действию.

Совесть – (со – весть, весть  сопутствующая  тебе, весть о тебе) –  чувство  нравственной  ответственности  за  свое  поведение  перед  окружающими  людьми, обществом.

(И как  только  у  него  совести  хватило! То  есть,  как  он  не  постыдился, не  постеснялся).

Стыд – чувство  сильного  смущения (страха) от  сознания предосудительности  поступка, вины.

Стимул – побудительная  причина, толчок; заинтересованность  в совершении  чего-либо. Стимул  чаще  всего  ориентирован  на воздействие  извне ( любовь  к  человеку, счастье, здоровье  близких  людей, собственные  амбиции  или  чувство  значимости и  т.д.) Стимулом  может  быть позитивным (ради  любви,  ради  красоты)  и  негативным  (под действием  страха  или тех  самых  амбиций).

А что  на эту  тему говорит  народная  мудрость?

Глаза – боятся,  руки –  делают.

Долог  день  до  вечера, коли  делать  нечего.

Пока  гром  не  грянет,  русский  не  перекрестится.

Труд  человека  кормит, а  лень  портит.

У  ленивой  пряхи  и для  себя  нет  рубахи.

Под лежачий  камень – вода  не  течет.

Ленивому    всегда  праздник.

Один  с  сошкой,  а  семеро с  ложкой.

Некоторые  мысли по  существу  вопроса  – отправная  точка        исследования.

  1. Ментальная  работа – это  тоже  труд.

  2. Все изобретатели  были в   некотором  роде   лентяями.

  3. Даль определял лень как «наклонность к праздности, к тунеядству».

  4. Ломоносов полагал, что «ленивый человек в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит».

  5. Толковый  словарь  Ожегова трактует  Лень как  отсутствие  желание  действовать, трудиться, склонность  к  безделью.

Первые выводы и    рассуждения  о ЛЕНИ.

Общество навязывает нам стереотип  мышления  по  поводу  лени, говоря,  о  её  порочности  и  твердит, что с ней надо бороться. Например,  «Под лежачий  камень – вода  не  течет». В  то  же  время  мы  знаем  много  пословиц  и  поговорок, которые  говорят о  лености  русского народа: «Пока  гром  не  грянет,  русский  не  перекрестится» или   «У  ленивой  пряхи  и для себя нет рубахи». Медлительность, мечтательность, некоторый  нерасторопный  стиль  жизни, не  заложен  ли он  в  наших  генах? Не  является  ли  он  частью  загадочного  русского  характера, его  самобытной  чертой?

Если посмотреть вглубь веков, окажется, что наши пра-пра-родичи вовсе не считали лень таким уж большим пороком. Наоборот, в русских сказках лодыри, бездельники, лентяи и тунеядцы часто положительные персонажи, которые к тому же всегда выигрывают в итоге. Емелю достаточно вспомнить. Стал ведь царем. Давайте  попробуем  с  этим  разобраться.

А  есть ли  гены  лени? Оказывается,  у  приматов ген лени уже нашли и даже провели серию опытов. Об этом открытии исследователей из Национального института психиатрии в штате Мэриленд (США) сообщил журнал “Nature”. Вполне возможно, подобный участок ДНК есть и у нас, ведь существуют же патологически ленивые люди. Вероятно, скоро наука заставит людей работать в полную силу, отключив “ген лени”. А пока приходится вести с ней бороться  своими  силами.

С детства родители твердят: учись хорошо, если не мечтаешь о карьере дворника. Упорно работай, «не позволяй душе лениться», потому что время – деньги. А  в  результате  многие  троечники, то  есть те, которые  ленились,  становятся  бизнесменами  и  очень  неплохо  устраиваются  в  жизни,  что  не  всегда  можно  сказать  об  отличниках. Все  дело  в  том,  что  настоящая лень – это не всегда то, что мы зовем ленью. Надо различать психологическое состояние человека и его осознанное нежелание что-либо делать (это и есть лень). Если человек сидит дома и страдает, это совсем не означает, что он ленится. Когда плохо на душе, и работоспособность падает (депрессия), такие моменты требовать от человека активности бессмысленно. Поэтому о лени можно говорить, только когда человек находится в нейтральном или приподнятом настроении и при этом не хочет браться за дело.

Лень  – сестра  богатства,     мать бедности  и       спутница   таланта.

Ленимся с пользой для дела.

Человек может  категорически  игнорировать  один  вид  деятельности   и  часами  просиживать за  интересующим  его  делом, которое   он  делает  из-за  чувства  личной  удовлетворенности, личной  значимости, т.е.  она  хорошо  замотивирована.

Так  например, Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала “Ералаш” говорит,  что  лично мне лень делать все, кроме своей работы. А работаю я круглые сутки. Однажды даже установил рекорд: монтировал кино, не вставая, 28 часов. А вот все остальное делать мне лень, и все тут! Лень стричь машинкой газоны на даче, мыть посуду… Могу сесть и придумать, как сделать так, чтобы не делать того, что мне лень. Вообще лень – великая вещь. Она помогает создавать что-то новое.

Таким  образом, ему  лень  делать нудную монотонную  работу, а  вовсе  не  лень  заниматься делом, которое  его  интересует. Почему? Здесь  играет  роль  мотив: чувство  личной  удовлетворенности, личной  значимости.

Так  что же  такое  лень?

Мы привыкли относиться к лени как к отрицательному свойству человеческой натуры. Так  ли  это  на  самом  деле? Спросите  это  у  своего ребенка,  что  он  вам ответит. Поверьте,  что  ответ  будет  оригинален.  Я  спросила  это у  четырнадцатилетнего  сына,  вот  что   он  мне  ответил:  Лень это взгляд  человека  на  некоторые  вещи  и действия.

Лень – это настоящий помощник человека и великий подарок людям.А вот когда  нужно  что-то  сделать,  а  работать категорически не хочет. Тогда возникает такая вилка между «хочу» и «надо», будьте уверены, вам лень будет делать то, что «надо». Лень – это индикатор ценностей, это возможность расставить приоритеты.

Работая  в  школе,  я  писала  громадное  количество  бумажек: планы, отчеты, протоколы, программы,  сценарии. Чтобы  не  забыть  что-то  сделать,  я  составляла  список,  что  необходимо  написать,  а     писала  то, что подсказывала  интуиция  или,  что  было  экстренно  нужно. Проходило  время,  и  необходимость  писать  некоторые  бумажки  отпадала  сама  собой. Моя  лень – интуиция  делала  отбор  на  «нужное» и «не нужное»  и  всегда  безошибочно.  Защемило  в  груде  на  каком-то  пункте, значит  нужно  срочно  это  написать. Написал –  и  бумажка  тут же  потребовалась. Лень – это подсказка, это способ понять, что для тебя важно, чего ты хочешь, а чего – нет.

Очень  часто под видом лени работает интуиция. У каждого было: лень идти на концерт, или на лекцию, или на городской праздник, а потом от знакомых узнаете, что лекции не было, музыканты не приехали, и вообще, лил дождь, так что праздника не получилось.

Лень – своеобразная форма защиты от ненужной информации. Любой человек интуитивно чувствует, «знает», что ему нужно, что пригодится, а  что  нет,  и если нет внутренней мотивации, то – возникает лень. Например, детям с гуманитарными наклонностями лень учить физику и  математику – она им просто не понадобится. А  многие  из  современных  детей, уже  давно  определили,  что  им  нужно,  а  что  нет,  что  им  в  жизни  пригодится,  а  что  нет,  и  учебник  читают  выборочно  не  ради  оценок,  а  фильтруя  материал  для  себя.

Лень  как  накопление  энергии.

В  постоянной спешке современные люди  утрачивают способность наслаждаться   бездействием. Между тем «отключать мозг» очень важно, особенно для женщины. Когда она сидит в салоне, или листает глянцевый журнал, или просто нежится в постели, – она накапливает энергию для того, чтобы действовать дальше. Знаете, для каждого человека характерны так называемые специфические действия, бессмысленные с точки зрения стороннего наблюдателя. Кто-то красится   и  два часа  сидит  перед  зеркалом, кто-то вяжет для собственного удовольствия, кто-то складывает оригами  или  фигурки из  спичек ,играет в логические игры, кто-то «чистит перышки», кто-то бездумно рассматривает витрины магазинов. Но выполнение этих бессмысленных действий приносит удовлетворение, успокоение и женщина чувствует себя абсолютно защищенной.

Когда  мы  о  чем-то  напряженно думаем, то у  нас  в  информационных  полях   возникают  мыслеобразы  и  мыслеформы, плюс  накапливается  энергия. В  общем, возникает  напряг. Все  наши  мысли  как будто  замирают  и  остаются  около  нас (мы  её  не  отпускаем) – работы  мысли  не  происходит. Мы  начинаем  заниматься  другим  видом  деятельности: рассматривать  картинки, чистить  перышки,    просто  спим,  и  тут  весь напряг  спадает, вопрос  идет  в ИП  за  своим  ответом, отпущенные мысли материализуются  и   ЭВРИКА!

Ученые  давно  заметили, что самые гениальные мысли приходят во сне или в  состоянии душевного    покоя, когда ты занят очень далеким от работы делом. (Утро вечера мудренее)

Наши мужчины    часто бывают,  склонны  к  безделию, вспомните: «лежат  на  печи»    (на  диване). Но  это  не  факт  безделья  или  лени. Спросите, чем  занимается  муж, который  просто  сидит  и  праздно  смотрит  телевизор. Он – думает! Он получает  информацию, сопоставляет, анализирует. Продумывая  ход  действий, как  сделать  лучше, он  тем  самым  корректирует  ситуацию  на  работе,  производстве, дома  в  быту. Когда  мужчина  сидит  и  думает –  он  в  творческом  процессе. Ментальная  работа – это  тоже  труд  и поверьте  очень  большой.

Лень- повод для творчества.

Именно  лень  подвигает  человека  к  творчеству, является  двигателем  прогресса. Все изобретатели  были в   некотором  роде   лентяями. Лень  копать  дачу лопатой – был  изобретен   культиватор. Человеку стало лень ездить на лошади – придумал автомобиль. Лень грести руками- вот  вам мотор для лодки. Неохота в уме складывать цифры – нате вам, пожалуйста, счеты, калькуляторы, компьютеры.

Как известно, что полушария мозга  человека  работают с поступающей информацией по-разному: левое полушарие отвечают за  логику и аналитику, правое – за интуицию. В обычной жизни, как правило, доминирует аналитическое мышление. Оно хорошо для решения известных и предсказуемых задач, но его недостаточно для поиска оригинальных идей и открытий.   Лень как раз  и  освобождает время для  “правополушарного” мышления.

Не зря есть  такой  совет: загрузите мозги проблемой и полежите часок в горячей ванне, ни о чем не думая. После этого вернитесь к анализу проблемы – и подсознание выдаст вам нужное решение.

Но чтобы знать, какая лень вас посетила – обычная расхолаживающая или продуктивная творческая, обратите внимание на ее признаки.

–   Творческая лень применяется осознанно. Вы сознательно позволяете себе выделить время для своеобразного отдыха- полежать в ванне, «почистить перышки». .
–   Она сопровождается не муками совести, а радостью – сродни той, которую человек может испытывать, слушая тишину.

– Творческая лень – не обязательно полное ничегонеделание. Это может быть переключение на какое-нибудь не относящееся к работе занятие, доставляющее радость.

Так стоит  ли  с  ленью бороться, если  она даже необходима  и является  неотъемлемой частью жизни?

Вынужденная лень.

Потеряли работу? Потерпели неудачу в личной жизни, разочарованы, огорчены, все валится из рук? Пассивность в такой ситуации может оказать вам недобрую услугу.
Вам, как никогда, нужны маленькие, но ежедневные победы. Их проще достигать, наметив несколько небольших задач и рассматривая выполнение каждой из них. Возьмитесь за первую и не отступайте, пока не победите. Скажите себе: “Я – победитель!” Насладитесь этим ощущением, порадуйтесь.
Ежедневно уделяйте несколько часов тренировке профессиональных навыков, чтению специальной литературы, общению с успешными, оптимистически настроенными людьми.

И вновь    выводы.

Лень бывает:

  • Лень-интуиция

  • Лень- недостаток энергии

  • Творческая лень

  • Лень- сущность

Психологи советуют. Но если работать надо, а лень – надо себя    замотивировать, то  есть  применить  метод  кнута  и  пряника. (Мотив – побудительная  причина,  повод,  к  какому –  либо  действию.)

Первый способ («пряник»)- через поощрение. Можно пообещать себе подарок: сдашь годовой отчет – и купишь то, о чем давно мечтала. Или просто сделала что-то – и похвалила    себя. Или  пока  не  закончу  курсовую работу (доклад), не  пойду  с  друзьями  на  вечер. Выучу  параграф и  пойду  погулять на улицу.

Второй  способ («кнут») или     «укрупнение  картины»  основан  на  негативных  эмоциях  (чувство  вины и  страха) и  будущих  страхах.   Суть  его в следующем:  начинаете представлять, что будет, если все-таки не возьмешься за ум. Что именно скажет про вас недовольный начальник (или муж), и что подумают  сослуживцы, и чем   это   в   итоге   обернется  для  всех.

Например, мне  лень  готовиться  к  вступительным   экзаменам, тогда  я  не  смогу  их  сдать  и  не  поступлю  в  институт, это  очень  огорчит  родителей,  и  они  меня  оставят  без «спонсорской  помощи».

Если  я    вовремя  не  сделаю  эту  работу, на  планерке  директор  спросит  о  готовности,  а  я  не  смогу  сказать  ничего  разумного  и  тем  самым  поставлю  себя  в  неловкое  положение. Все  успевают,  а  я  нет,  это  говорит  о  моей  профессиональной  непригодности.  Так  можно  лишиться  хорошего  места.

Чтобы   избежать  неприятностей  и чувства вины,  принимаешься за работу.  И на  контрасте  надо представить,  как хорошо  будет,  если  прямо  сейчас сядешь  (встанешь)  и все сделаешь.   Как будет легко на душе и как хорошо.

Способ третий – чувство  долга. Здесь  не  нужна  мотивация,  действует  только  «надо». Чувство  долга, которое  чаще  всего  присуще  женщинам,   заставляет  их   трудиться.

Способ четвертый – в полном  понимании «кнут». Виктор Гюго, чтобы заставить себя работать, не выходил на улицу. Стараясь избежать соблазна посетить любимое кафе, или сходить в гости к приятелю, он брал ножницы и стриг себя сам. Стрижка получалась ужасной. Чтобы волосы снова отросли, нужен был как минимум месяц. Этого времени как раз хватало, чтобы, работая день и ночь, закончить очередной роман.

С  ленью не надо бороться – с ней надо договариваться. И к ней надо прислушиваться.

Причины  наличия  лени  у  человека.

1. Отсутствие энергии  или недостатка энергии (не  могу). Причинами  могут  быть  перекрытие   энергоинформационного канала, вследствие  негативного  состояния (болезни)  или накопленной  усталости.

2. Блокирование  воли   (не  могу  себя  заставить).

Воля– способность  осуществлять  свои желания, поставленные  перед  собой цели. Воля –  сознательное  стремление  к  осуществлению чего-либо  Блокировка  воли  может  быть вследствие гипноза, пси-воздействия, введение в  подкорку  искусственной  блокировки  человеком    или  с  помощью  прибора (например,  зомбирование  компьютерными  играми, игровыми  автоматами, пси – генераторами), алкоголь, наркотические  вещества  и т.д.

  1. Отсутствие  мотивации   (не  хочу). Человек  иной   раз преодолевает  даже  отсутствие  энергии  за  счет  разума: мотивациисовести,  чувства  долга (надо)   или  страхов.    Усилием  воли, за  счет  мотивации,  открывает  энергоинформационный  канал,  а  затем  поток   энергии  и  поток  информации, способствует   выполнению    какой-либо  работы  и  человек за  счет  этого  получает  внутренний  комфорт (много  энергии –  удовольствие  от  сделанного, удовлетворение).

  2.  Отсутствие  желания  (не  буду).

Желание– стремление  к  осуществлению  чего-нибудь.                                                      Отсутствие  желания  как  результат  блокировки  воли  и  разума – негативное  состояние,  болезнь  или  социальная незрелость, отсутствие  стимула, трудовых  навыков.    Можно сказать лень на генетическом уровне (обломовщина).

Отсутствие  энергии можно  восполнить   уже  ранее сказанными методами. А если причиной недостатка энергии было тяжелое заболевание и    требуется длительное восстановление, особой активности проявлять не нужно. Но и физическое бездействие тоже противопоказано.   С чего  начать?
Начните  с  любимого занятия, посильного общения  с друзьями. Не ставьте себе крупных задач, но и не бездельничайте. Есть смысл  попить   витамины, тонизирующие  настойки и экстракты (женьшень, элеутерококк). Очень полезен как  общий тонизирующий  массаж, так  и  самомассаж    головы, ушных раковин, ладоней и стоп ног.  И не забывайте перед каждым упражнением разогревать свои ладони трением друг о друга.

При зомбировании  и  блокировке  воли необходимо  снять данные  деструктивные    программы. Основная   мыслеформа: Мои воля  и разум непркосновенны.  Для решения вопроса  может  понадобиться помощь специалиста (эниолога, психолога, врача) или серьезная работа  над собой.

Отсутствие мотивации?  – Замотивировать себя.

Мотив – побудительная  причина,  повод  к  какому –  либо  действию.

Совесть, Чувство  долга – чувство  нравственной  ответственности  за  свое  поведение, за  свое  дело  перед  окружающими  людьми, обществом.  Она  заставляет  человека  выполнять  порой  ненужную  работу.  Так  как  побуждающим  фактором  здесь  является  внешний  раздражитель,  а  не  личное  осознание. Например, находясь  на  службе в  подчинении, мы  порой  выполняем  работу,  не  совсем  веря  в  ее   необходимость.

Стимул. Это побудительная  причина, толчок; заинтересованность  в совершении  чего-либо. Эта  внутренняя  побудительная  сила, чаще  всего  ориентированная  на  внешний     возбудитель  ( любовь  к  человеку, счастье  и здоровье  близких  людей и  т.д.) Стимул  может  быть позитивным (ради  любви,  ради  красоты)  и  негативным  (под действием  страха  или давления). О методе  «кнута и пряника»  сказано выше, можно воспользоваться  и  им.

Отсутствие  желания  трудиться  как  результат  интуитивного  видения  бесполезности,  ненужности  дела  или  ментальная  работа – являются  лишь  кажущимися  бездеятельностью.

Отсутствие  желание  учиться  (учеба это  труд) у  первоклассников  часто  бывает  из-за  неподготовленности  к  школе, деятельность  и обучение  ребенка  лучше  происходит  в  игре. Отсутствие  желания  учиться  у  старших  школьников  часто  является  интуитивное  понимание  никчемности  школьных  знаний, неправильная мотивация, отсутствие  навыков  получать  удовольствие  от  труда (не выработана  привычка).

Может ли лень   иметь генетическую предрасположенность,   изучали  ученые Фрэнк Бут и Майкл Робертс  из университета Миссури  (Соединенные Штаты Америки). Они  провели ряд исследований на крысах, в ходе которых обнаружили, что небольшое число генов 36   (из около 17 тысяч) имеет способность оказывать влияние на мотивацию поведения  у  живых организмов.   Вероятно,  это объясняет, почему некоторые люди не имеют большой мотивации, как к физической работе, так и к простым упражнениям.

Но под конец все, же заметим, что гены играют не первостепенную роль. И если вы чего-то сами захотите сильно, то вас уж точно никто и ничто не остановит. Удачи.